Духовное развитие Тхэквондо

Духовная культура - аспект восточной философии, пронизывающий всю жизнь людей востока. Крайне сложно дать для западных умов определение и толкование этого термина. B нескольких словах, духовная культура - это стремление и процесс становления образцовой личности, подобной Конфуцию. Чтобы стать такой личностью, необходимо прежде всего найти себя, приобрести уважаемый всеми характер. Этого можно достичь, только постоянно работая над дисциплиной ума. Если время потребует, человек с дисциплинированным умом сможет внести вклад в построение идеального общества мудрыми советами правительству, а после смерти – своим непреходящим примером.

Конфуций говорил: «Чтобы познать моральный дух, нужно относиться к людям с основанными на праведности верой и искренностью, совершенно избавиться от грешных мыслей».

I

Каждый из нас, как существо социальное, желает жить в мирном и свободном обществе. Наш долг построить такое общество для людей. Я собрал цитаты древних пророков и философов, касающиеся создания идеального общества. Надеюсь, что занимающиеся тхэквондо будут пользоваться ими как руководством для развития своей духовной культуры.

В тхэквондо сильный упор делается на духовную культуру, поскольку она не только развивает здоровое тело и ясный ум, но и обуславливает хорошие спортивные взаимоотношения и корректное добродетельное поведение.

Древние греки говорили: «В здоровом теле - здоровый дух». Чем более дисциплинировано и развито сознание спортсмена, тем более дисциплинированно и грамотно он сможет использовать тхэквондо.

Изложенное ниже может оказаться отчасти сложным для понимания. Однако серьезные спортсмены должны пытаться постичь фундаментальный смысл духовной культуры.

Возвращайтесь к изначальной природе.

Обосновывая мысль, что человек по своей природе праведен, безгрешен, чист и добр, Менциус приводит следующую аргументацию: даже безжалостный грабитель, проходя мимо невинного ребенка, который вот-вот упадет в колодец, забудет на мгновение, что он собирался грабить дом, и попытается спасти ребенка. Под давлением страсти к деньгам и власти эта добрая основа может подавляться и совсем исчезать.

Будьте достойными.

Очень сложно дать всеобъемлющее определение достоинству. Однако во все времена гуманизм, праведность, учтивость, мудрость и доверие считались достоинствами. Чтобы стать достойным, необходимо постоянно совершенствовать и реализовывать эти качества.

Конфуций говорил: «Достоинство подобно Полярной звезде: все остальные веками вращаются вокруг нее».

Таким образом, люди, которые окружают достойного человека, будут действовать на благо общества.

1. ГУМАНИЗМ.

Гуманизм - это способность сочувствовать несчастьям людей, любить всех одинаково, подобно тому, как родитель одинаково любит своих детей.

Конфуций определяет гуманизм следующим образом:

  1. Любить людей, особенно своих родителей.
  2. Не просить других делать то, чего они не желали бы делать.
  3. Поведение должно автоматически определяться естественным ощущением праведности, возникающим при росте морального духа.
  4. Необходимо иметь неугасимое стремление завершить любое доброе дело, независимо от того, каким незначительным может сначала показаться результат по сравнению с затрачиваемыми усилиями.
  5. Ценить честь других выше собственной.
  6. Думать о свободе других прежде, чем о собственной.

Для того, чтобы претворять гуманизм в жизнь, необходимо:

  1. Проявлять высочайшую предусмотрительность, скромность и тактичность в повседневной жизни.
  2. Посвящать себя полностью работе, будь она большая или маленькая.
  3. Постоянно проявлять сердечную искренность по отношению к другим людям.

Живший в ХП веке н. э. Кан Тхэ Тон сказал: «Небеса создали четыре времени года, в течение которых Земля в состоянии рождать все живое. Это привилегия не для какого-то отдельного человека, а для всего человечества... Таким образом, гуманизм - это идея разделения даров природы со всеми людьми».

2. ПРАВЕДНОСТЬ

Праведность - это способность стыдиться несправедливых поступков и выполнять свои обязанности по отношению к окружающим. Менциус сказал: «Для простого человека самое ценное - жизнь, а самое пугающее - смерть. Для добродетельных людей жить и умереть ради праведности гораздо важнее, чем жить и умереть ради себя самих».

Праведность прекрасно иллюстрируется поступком некоего генерала, описанного около 2400 лет тому назад в книге «Военный учебник». Генерал со своими солдатами отдыхал после жестокого сражения на берегу реки, когда адъютант принес ему кувшин вина. Взяв кувшин, генерал медленно вылил вино в речной поток на виду у изумленных солдат, а затем предложил им разделить с ним вино, выпив по глотку из реки. Менциус считал праведность главной добродетелью человека. Согласно Соонья (300 год до н. э.), «Наряду с учтивостью - это важный элемент для духовного совершенствования». Конфуций говорил: «Это дополнительный способ воспитания высшего достоинства - гуманизма».

3. УЧТИВОСТЬ

В отличие от животных, ведущих борьбу за пищу, учтивый человек, руководствуясь уважением и хорошими манерами, отдает другому кусок хлеба, даже если голоден сам. Конфуций говорил: «Учтивость надо развивать в себе, чтобы правильно воспитывать свою личность, и если кому-либо не хватает искренности в словах, то этого человека нельзя считать личностью». Он также говорил:
А. «Честность без учтивости может быть довольно груба».
Б. «Уважение без учтивости может поставить человека, к которому обращаются, в довольно неловкое положение».
В. «Мужество без учтивости может быть довольно жестким».
Г. «Осторожность без учтивости может быть довольно трусливой».

Учтивость - термин, описывающий самый разумный тип отношений между представителями различных социальных групп: начальниками и подчиненными, великими и простыми людьми, старыми и молодыми, богатыми и бедными и т.д. /p>

4. МУДРОСТЬ

Мудрость - способность отличать правильное от ошибочного не только в вопросах, касающихся правоты или неправоты других, но, прежде всего, в во- просах, касающихся себя самого. Мудрец Ю Би говорил своим сыновьям: «Независимо от того, каким бы незначительным ни казался поступок, никогда не следует делать то, что вы считаете неверным. С другой стороны, вы всегда должны делать то, что считаете верным, каким бы незначительным ни казался поступок».

5. ДОВЕРИЕ

Доверие - это способность сдержать слово и обещания, данные не только друзьям, но и любому человеку. Без верности слову человек теряет все принципы и достоинства, становится лжецом и болтуном.

II

Как человек может познать свою природу?

Существуют два пути, следуя которым человек может познать себя. Первый - сохранить достоинства, данные ему Богом и Небесами при рождении. Второй - отказаться от жажды обладания материальными ценностями.

Баланс между жизненными позициями

К сожалению, человек слишком часто уделяет чрезмерное внимание своему положению в мире, которое, в лучшем случае, временно, так как оно дается людьми и может быть легко отнято. С другой стороны, то, что дано Небесами вечно. Это не значит, что мы призываем отрицать все мирское. Мы лишь стремимся сохранить разумный баланс, чтобы достоинства, которые дает социальное положение, служили базой ДЛЯ правильного использования духовных начал.

Действуя, таким образом, человек сможет завоевать уважение и стать хорошим примером для подражания. Без должного руководства человек легко становится жертвой культа личной власти и благополучия, начинает использовать неэтичные методы для удовлетворения собственных амбиций. В конце концов, такой человек превращается в тирана или диктатора, становится врагом своего народа. Согласно Конфуцию, справедливый и любящий человек не может иметь врагов. Таким образом, гуманизм – первое из достоинств, окружающее человека мощной защитной стеной. У милосердного человека нет противника.

Жадность ненасытна

Тот, кто удовлетворен тем, что имеет - самый богатый человек в мире. С другой стороны, если человек имеет все и даже больше, он все равно может быть бедным. Ослепленный жадностью не только легко поддается коррупции, интригам, эксплуатации других, но и ставит себя в положение, когда «друг идет на друга, отец на сына», и, в конце концов, становится ничем не лучше животного.

Есть доля истины в старой мудрости, гласящей, что истинно хороший человек не может быть богатым, а богатый - не может быть хорошим. Древние говорили, что корень всех неудач в постоянной неудовлетворенности материальным положением. Для достижения удовлетворенности и духовного роста нет средства лучше постоянного развития щедрости души.

Будьте смиренны

Высшая добродетель похожа на глубокую долину, в которую стекаются все водные потоки. Добродетельный человек заслуживает уважения других людей, в то время как эгоист теряет уважение своих собратьев, становится презираем и одинок.

Быть смиренным - значит не только не участвовать в мелких перебранках, но и быть подобным великодушной реке в долине, поящей водой расположенные вокруг фермерские поля.

Будьте самокритичны

Никто не становится мудрым в момент рождения. Подобно всем живым существам, у нас много недостатков, мы склонны ошибаться. Тем не менее, приобретя однажды знания, мы узнаем, как исправлять эти ошибки. Нельзя сказать, что невозможно, в конце концов, стать совершенным человеком. Для этого важно не быть настроенным идеалистически по отношению к обучению и продолжать быть искренне самокритичным.

Говорят, что Конфуций и его ученики упражнялись в самокритике, ежедневно трижды задавая себе вопросы:
  1. Пренебрегаю ли я просьбами других из-за собственного эгоизма?
  2. Является ли мое отношение к друзьям искренним?
  3. Внушаю ли я другим уверенность, будучи неуверенным сам?
  4. Пренебрегаю ли я упражнениями в добродетели?
  5. Избегаю ли я неправедных поступков?
  6. Заблуждаюсь ли я в процессе обучения?
  7. Исправляюсь ли я сразу после того, как осознаю ошибку?

Будьте мягкими

Отсутствие формы и пластичность позволяют свету освещать и согревать даже самые дальние углы. Вода может принимать любую форму. Благодаря этому она может лучше служить живым существам, которым она жизненно необходима. Становясь частью океана, ее устрашающая ярость может покорить самую высокую гору. Даже самый большой корабль становится столь же беспомощен, как простой лист дерева. Считающий себя сильным вскоре встретит человека сильнее себя. Молодое дерево может противостоять ветру, пока оно мягкое и гибкое. Когда со временем оно стареет и становится хрупким, ветер может легко сломать и свалить его. Тот же принцип проявляется и у людей.

Уважайте старших

Подобно тому, как сын уважает отца, а младший брат старшего, человек должен всегда уважать старших по возрасту и положению. Этим и прекрасно человечество, в этом и состоит одно из главных отличий людей от животных.

Менциус говорил, что в человеческом обществе существуют три категории, имеющие ценность: положение в обществе, возраст и душевная чистота. В правительстве главной категорией считается положение, в общине - возраст, а для человека, который ведет и опекает других - моральная чистота.

В самом деле, ведь дети не могут появиться без родителей, а молодое поколение без старшего. Общество и нация не смогут избежать хаоса, если их культура и социальный порядок не будут основаны на уважении к знаниям и мудрости старших.

Уважайте права других людей

Критиковать того, кто лучше тебя, желать чужой собственности, присваивать чужие достоинства - вот характерные признаки бессовестного человека. Природа - мать предъявляет требования на то, что ей принадлежит. Все живые существа находятся в бесконечной гармонии.

Помогать другим совершенствоваться и достигать жизненных успехов – награда сама по себе. Она имеет истинную ценность только в том случае, если ничего не ожидается взамен.

В истории человечества люди, из ревности добивавшиеся признания за счет других и из скупости присваивающие себе чужую собственность, всегда оставляли черные следы позора и бесчестия.

Будьте справедливы

Быть справедливым и откровенным - значит правильно прожить жизнь. Древняя мудрость гласит: «Для простого человека самое ценное - жизнь, а самое пугающее - смерть». Тем не менее, добродетельный человек будет выше жизни ценить справедливость и предпочтет скорее умереть, чем поступиться ею. Выдающиеся личности, такие как китаец Бек И Сук же, кореец Сон Сан Мун и японец Иосида Шоин предпочли смерть в защиту справедливости и остались непреходящим примером для потомков.

Бек И Сук Же жил в городе Чоу около 2000 года до н. э. Когда император Му который был жесточайшим тираном, покорил 27 королей, он отказался служить новому императору, который узурпировал власть силой. В конечном итоге он умер от голода в самозаточении в Суйанских горах. Сон Сан Мун был важным лицом при дворе императора Се Чжон, основателя хангыль (корейская письменность) в 14 веке. После того, как император умер и молодой Дан Лон стал императором, его дядя Се Чжо организовал заговор против молодого императора и завладел троном. Вскоре министр Сон был казнен, поскольку он настойчиво выступал против незаконных действий императора Се чжо. Иосида Шоин, один из борцов за справедливость, был казнен за протест против попыток военного правительства Токугава свергнуть монархическую династию Мейдзи.

Будьте бережливы

С древних времен чрезмерная роскошь и страсть к удовольствиям приводили к падению многих королей и народов. История полна подобными примерами. Обладающие властью должны учиться жить скромно. Как гласит древняя мудрость: «Если вверху течет грязная вода – она потечет и вниз». Любящий пышность вождь заразит этим своих подчиненных и принесет, таким образом, множество страданий подданным из-за растущих налогов и взяточничества.

Будьте предусмотрительны

Во всем, что делает человек, он может быть импульсивным или беспечным, но следует поступать обдуманно и последовательно. «Тот, кто хотя бы три раза поступил необдуманно, впоследствии пожалеет о своих поступках», - предупреждает древняя пословица.

Принимая важное решение или назначая наказание, не решайте в спешке, взвесьте все, чтобы принятое решение было объективно и справедливо.

Познайте истинное счастье

Лао-Цзы отмечал, что основа природы - гармония контрастов. Так, например, Вселенная создана двумя силами Инь (отрицательное) и Ян (положительное). Другие контрасты - это твердость и мягкость, длинное и короткое, день и ночь, материя и пустота, тепло и холод, большое и малое, красота и уродство. Все в мире взаимосвязано. Познать страдание можно, только если ты был счастлив; печаль если знаешь, что такое радость. Богатые и обладающие властью не обязательно счастливы. На каждого богатого человека приходится бесчисленное множество бедных, на каждого тирана - порабощенный народ.

Менциус выделял следующие три компонента счастья:

  1. Иметь здоровых родителей и гармонию в семье.
  2. Ведя правильный образ жизни, жить гордо и честно.
  3. Обучать молодых быть честными и полезными членами общества.

Пусть ваши поступки говорят сами за себя.

Получив слово, даже самый талантливый оратор может сказать глупость. Закрытый рот спасает рыбу от крючка, сохраняет секреты от врагов. Говорить только значимые вещи - признак воспитанного человека.

Чаще всего люди говорят, чтобы похвастаться друг перед другом, выделиться перед другими. Достойный человек проявляется больше в делах, чем в словах. Он влияет на других своим жизненным примером. Раньше считалось, что наиболее действенным средством обучения являются поступки учителя, а не его слова.

Развивайте покой разума

Вода в чистом озере во время волнения становится мутной, а после того, как все успокаивается, - возвращается в свое первоначальное состояние.

Говорят, что покой может покорить даже жару. Без сомнения, сидя спокойно и собранно, можно вынести самое жаркое лето. Напротив, если даже много двигаться, согревая замерзающее тело, то можно достичь лишь временного облегчения.

Покой разума достигается медитацией, путем освобождения сознания от мелочных мыслей, возвращения к естественному состоянию человека. В отличие от буддизма и дзен, медитация в тхэквондо не означает отключения от мира, как в мертвом теле. Это скорее акт активного мысленного возвращения в тиши, наедине с собой, к ошибкам прошлого, чтобы через раскаяние продолжить работу над собой, стать лучше.

Сохраняйте твердость убеждений

Человек твердых убеждений не подозрителен и бесстрашен.

Когда такой человек чувствует, что не прав, у него достаточно душевных сил, чтобы признать даже самые глубокие свои ошибки, достаточно мужества, чтобы противостоять любым силам, если он убежден в своей правоте.

Сильную убежденность можно достичь через широкое и глубокое «Ки» - дух. Ки - это форма активной энергии, наполняющей каждую клетку, каждый орган. «Чи» - это воля, побуждающая сила. «Ки» движет, «Чи» направляет. Менциус убеждал своих последователей, что если «Ки» развивается с большой аккуратностью, растет из гуманизма и справедливости, ее воспаряющая сила и всепобеждающая мощь могут заполнить Небеса и Землю, предоставляя человеку возможность достичь новых великих высот.

На более практическом уровне «Ки» помогает сохранять чистоту сознания и бдительность, когда течение жизни становится напряженным и запутанным, поддерживает нас в бессонные ночи, когда любимый человек тяжело болен.

Будьте преданы

Культура духа является для занимающегося боевыми искусствами тем же, чем медитация для верующих, сосредоточенность и самоотдача – для художника, настойчивость - для рабочего. Другими словами, непоколебимая преданность человека своим намерениям и долгу является источником его жизни и силы.

Развитие сознания не является привилегией какого-то одного человека. Искренность и старательность непременно порождают веру. Вера же делает человека способным достичь конечной цели.

Развивая культуру духа, человек посвящает себя своей работе. В конце концов, работа и жизнь становятся единым целым.

III

Обобщая, можно сказать, что почувствовать радость свободы действия можно, лишь сохранив истинную природу, став неподверженным соблазнам власти, денег и секса. Человека, достигшего такого уровня развития, иногда называют «святым».

С точки зрения обычной морали такой результат может показаться невероятным. Однако, покорение горной вершины начинается с первого шага, а океан - с маленького ручейка. Древняя мудрость гласит: «Не заглядывай далеко, если перед тобой лежит верная дорога», «Даже небеса можно сдвинуть, если ты предан своему делу». Эта высокая цель достижима для каждого, кто готов сделать усилие, обладает сильной волей и настойчивостью.

Культура духа является неотъемлемым элементом тхэквондо не только из-за того, что связана с достижением высших целей занятий тхэквондо, развитием силы, совершенствованием техники и приобретением веры в себя, но и в связи с тем, что воспитывает характер.

Вина инструктора, не уделяющего должного внимания культуре духа, в том, что он наделяет сокрушающей силой тех, кто, вооружившись приобретенной техникой, может стать хулиганом, хвастуном или начнет использовать полученные знания для удовлетворения личных амбиций.

В отличие от некоторых любящих сенсации мастеров, бегающих по скалистому побережью, стучащих кулаками по камням, ныряющих в кипяток, останавливающих птицу на лету и т. п., большинство мастеров и инструкторов тхэквондо склонны прилагать свои усилия именно в сфере обучения этому боевому искусству.

Вся жизнь посвящена тхэквондо

Существует ряд обязательных правил, которые для поддержания высокого уровня инструкторов и учеников должны выполнять все серьезно занимающиеся тхэквондо.

  1. Перед тем, как принять кого-то в школу, необходимо близко познакомиться со складом ума кандидата и его прошлым.
  2. Необходимо ориентироваться на патриотизм, послушание, хорошее поведение, привычки, дисциплинированность и скромность.
  3. При присуждении более высокой квалификации должны приниматься во внимание не только техника, но и душевные качества аттестуемого, его чистосердечность.
  4. Обладатели высших данов, уличенные в применении тхэквондо в драках, должны быть наказаны местными федерациями.
  5. Все обладатели черных поясов должны быть зарегистрированы в местной федерации тхэквондо.

Во время обучения учащийся должен постоянно совершенствовать дисциплину тела и духа. Обязательной частью тренировок должны стать перечисленные ниже виды деятельности.