Психология Тхэквондо
В разные времена у разных народов военная профессия диктовала особые требования к психологической подготовке. Их суть состоит B таком преодолении страха смерти, которое позволяло бы воину действовать с максимальной эффективностью. Давным-давно люди научились естественный биологический страх смерти вытеснять сильными социальными, нравственными чувствами. Среди них чувство долга, чести, любви к родине. Вспомним подвиг горстки спартанцев, героически защищавших от персидских полчищ, вход в Фермопильское ущелье, или чудеса стойкости духа защитников нашего Отечества, которые без колебания отдавали жизнь «за веру, царя и отечество», «за Родину, за Сталина» и т. д. За подобными примерами лежат определенные методы психорегуляции и психотехнические приемы, их механизмы приводятся в действие самыми разными пружинами. Ко множеству других пружин, приводящих в действие механизмы психо- регуляции, можно добавить и те, которые не ограничиваются использованием внутренних ресурсов психики, а связаны с применением разного рода искусственных препаратов, галлюциногенов и допингов. Предполагают, что неистовые скандинавские берсерки употребляли для поднятия духа настойку из мухоморов. У нас хорошо известны ритуальные «сто грамм для храбрости» и т.п.
Естественно, что в реальной практике на первый план могут выходить те или иные факторы психорегуляции, хотя многие из них совмещаются. Важно другое. В основе названных и им подобных психорегулятивных установок сознания, методов, средств, приемов лежит преобладание интеллектуальной, личностно и эмоционально окрашенной деятельности сознания. Она выстраивает «стратегию» психорегуляции либо на непреодолимой воле к жизни (которая оказывается выше чисто биологического инстинкта самосохранения), либо на презрении к смерти. Однако одна лишь интеллектуальная пружина еще не дает безусловной гарантии сохранения столь необходимого для воина психологического равновесия. Более того, экстремальная природа боевых действий требует от воина мгновенных бессознательных реакций, сметающих барьеры интеллектуальной рефлексии. Поэтому, какими бы прочными не были установки сознания, они должны получать не менее прочное подкрепление в таких механизмах «бессознательного» спонтанного поведения, которые бы обеспечивали максимальную эффективность боевых действий.
К числу именно психологических методов следует отнести, прежде всего, прием наркотических препаратов. Так знаменитый берсерки принимали перед битвой настойку мухомора. В результате у них полностью исчезал страх, возникала неистовая ярость, обострялись реакции, возрастала мышечная сила. В нынешнюю эпоху этот метод нередко используют бойцы спец подразделений и секретные агенты, действующие в одиночку в сложной ситуации. (От автора неверный метод).
Второй метод состоит в том, что все внимание бойца сосредоточено на процессе действия. При этом сознание не привязано к возможным результатам и последствиям, как положительным, так и негативным. Его оценочная функция как бы отключена, работают только механизмы ориентации в пространстве, восприятия противника, управления движениями, причем работают они автоматическом режиме. Противник для бойца, полностью погруженного в действие, не более, чем оживший манекен, стимулирующий необходимые двигательные реакции. Поэтому он абсолютно спокоен, раскован, действует решительно и последовательно. Подобный алгоритм действий становится возможен благодаря самопрограммированию, но только при условии наработки соответствующих стереотипов поведения на многочисленных тренировках (спарринги, работа на тренажерах).
Третий метод это вхождение в образ. Он широко использовался и используется в так называемых «звериных стилях» ушу, в нин-дзюцу, в некоторых индийских школах. Суть метода в том, что человек внушает сам себе посредством определенных процедур (либо это делает его наставник) будто он стал кем-то другим.Например, хищным зверем, являющимся тотемом его рода, или существом божественного происхождения. Собственная психика полностью подчиняется этому существу (а фактически, некой модели собственного сознания), которое полностью берет на себя управление поведением данного субъекта во время схватки.
Четвертый метод связан с религиозным экстазом самопожертвования. Примером достижения подобного состояния могут служить смертники-террористы в Иране, Ираке, Палестине, Ливане, Индии и других странах. Существенно то, что все они они являются глубоко верующими людьми. В частности, они искренне убеждены, что существует «жизнь после смерти», что они окажутся в раю, где будут наслаждаться вечным блаженством в награду за свой подвиг. (от автора метод заблуждения).
Наконец, существует метод обретения невозмутимости духа. Его культивируют даосы, чань и дзэн-буддисты. Невовлеченность в переживания позволяет им сохранять стабильное состояние психики в любых экстремальных условиях. Боец, находящийся в подобном состоянии, реагирует на события целостно и спонтанно, действует молниеносно. Здесь сознание и бессознательная сферы интегрированы в единое целое, вследствие чего эмоции не могут влиять на поведение. Однако дойти до подобного результата удается немногим, и то лишь через несколько лет ежедневных психофизических упражнений.